Предмет детской литературы — знания и представления об окружающем мире, человеке, природе, искусстве, изложенные в доступной для ребенка форме. Один из главных процессов редакторской работы над изданием литературы для детей — отбор произведений. Редактирование при этом — заключительная стадия. Изучая интересы читателей, редактор определяет тематику изданий, которая формируется на основе существующего массива изданий и издательского портфеля. На этом этапе необходимо ясно представлять содержание воспитательных и образовательных задач, а также знать психологию детей, их проблемы и потребности.
Отбор ведется по нескольким направлениям: произведения для переиздания (учитывается мнение критиков и отклики читателей); произведения взрослой литературы, представляющие интерес для детей (анализ существующего круга детского чтения); рукописи, представленные авторами в издательство. Наиболее читаемыми жанрами являются фантастика, приключения, сказки, научно-познавательная литература.
Издание новой литературы предусматривает оценку представленного автором материала, решение вопроса о целесообразности публикации, подготовку положений о направлениях доработки, работу с автором.
Важно помнить о требованиях, предъявляемых к детской литературе, разработкой которых занимался еще Белинский. 1) воспитательный характер; 2) познавательный, образовательный хар-р; 3) высокая нравственность; 4) наличие положительного идеала; 5) оптимизм; 6) тематическая широта; 7) близость к реальной жизни; 8) учет психологических особенностей и познавательных возможностей, связанных с возрастом; 9) занимательность, динамизм; 10) художественное совершенство, высокие эстетические качества; 11) правильность речи. Проанализировав любую рукопись на соответствие данным требованиям, редактор с уверенностью может сделать вывод о (не-)целесообразности издания книги.
Анализ содержания: в детской литературе трудно отделить содержание от формы, потому что у детей эмоциональное начало довлеет над логическим. Удачное применение всех художественных средств воздействия на читателя позволяет обеспечить наилучшее усвоение содержания книги, правильное ее понимание, умелое применение полученных знаний. Мысль о более примитивной подаче материала, чем во взрослой литературе, не должна приниматься. Оценка содержания детского произведения связана с оценкой воспитательной идеи, на разрешение которой должно быть направлено развитие сюжета. Воспитательная идея должна соответствовать морально-этическим нормам, т.к. под влиянием чтения формируется отношение ребенка к своим поступкам, оцениваются поступки других людей. Нравственным нормам должна отвечать и модель отношений между героями.
Редактор должен помнить, что дети воспринимают прочитанное как реальную жизнь, глубоко переживают происходящие в книге события, подражают полюбившимся героям. Часто мерило оценок у детей не поступок, а авторитет личности. Здесь важна авторская оценка поведения героев.
Возрастные особенности: школьники хорошо воспринимают поучительную интонацию, т.к. любят поучать сами. Чем старше дети, тем менее охотно откликаются на поучения. Воздействовать на них следует теперь отбором материалов, умелым построением сюжетных линий. Редактор должен помнить, что книга должна расширять кругозор, знакомить с неизвестными явлениями действительности. Надо соотносить изображаемое с реальной жизнью, с детским восприятием. Дети, защищаясь от сильных потрясений, отдают предпочтение облегченному повествованию.
Все дети разные, но у них общее стремление к человеческому общению, к искренней дружбе, честным отношениям. Наивность, доверчивость, готовность любить, открытость — эти детские качества редактор должен учитывать при оценке всех составляющих детского произведения.
Немаловажное значение имеет оценка иллюстраций для детской книги (особенно книжки-картинки). Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Дошкольники познают мир, им важна узнаваемость, статичность. Дети постарше интересуются динамикой движения, оценкой поступков героев. 12-13 лет — интересны причинно-следственные связи событий. Ф-ции ил-ций: 1) познавательная (отражать признаки реального мира); 2) воспитательная (связь ил-ции с воспитательной идеей, помощь в расставлении акцентов, понимании сути описываемых событий, создание настроения при чтении); 3) эстетическая (реализуется художественным уровнем ил-ции, талантом художника, который должен проникнуть в мир детства); 4) дополняющая (ил-ция расширяет понимание текста, формирует дополнительные переживания, увеличивая эмоциональное воздействие произведения. Художник с помощью редактора должен интерпретировать текст). В разных видах книг ил-ции выполняют разные функции. Анализ формы: наиболее эффективно дети усваивают информацию во время игры. Игровые моменты — 1 из методов усиления воздействия (ребусы, шарады, опыты — важно заставить ребенка включиться в действие). Редактор должен подсказать автору способы поддержания внимания, напр., облечь повествование в форму романтических, необыкновенных историй. Выбор средств воплощения и художественной формы определяется воспитательной идеей. Смысл поступков героев ребенку должен быть понятен. В речевой характеристике должны проявляться индивидуальные особенности. При оценке формы главное качество сюжета — занимательность, обуславливающая воздействие на читателя. Искусно построенный сюжет, когда действие развивается напряженно и динамично, приковывает внимание ребенка. Психология героев не так важна, как насыщенность поступками, действиями.
Язык и стиль: обеспечивают усвоение содержания. Ребенок осваивает мир, чтобы этот процесс протекал легко и естественно, исключительная роль принадлежит языку. Богатство родного языка познается через литературу. Язык должен полно и доходчиво выражать содержание, вызывать нужные ассоциации, создавать систему образов и представлений. Требования: простота, выразительность, конкретность, понятность данной возрастной группе, образность, наглядность.
1 из показателей сложности — длина предложений (чем младше, тем короче) и насыщенность определенных частей речи. Сначала это глаголы и сущ., потом прилагательные, наречия и др.
Обогащение словарного запаса ребенка, отсюда — требование нормативности языка.
Стиль — разновидность языковой системы, которая характеризуется индивидуальным своеобразием экспрессивного отбора слов, фразеологии, синтаксических конструкций.